Что такое маркетплейс
Первый маркетплейс в привычном нам понимании (компания eBay) появился на рынке 27 лет назад. В 2022 году маркетплейсы – один из самых популярных посредников между продавцами и покупателями. Широкий выбор, удобство и простота использования, возможность сравнивать цены и выбирать товары из сотен вариантов – всё это повысило востребованность маркетплейсов на рынке и сделало их основным каналом для торговли.
В этой статье разбираемся, что такое маркетплейс, рассказываем о плюсах и минусах самых популярных интернет-площадок и выясняем, какие из них наиболее удобны для сотрудничества. В конце приведем инструкцию «как начать продавать на маркетплейсе» на примере СберМегаМаркета.
Содержание:
Что такое маркетплейс
Маркетплейс – торговая площадка или интернет-платформа, которая продает самые разные товары и услуги. Для лучшего понимания принципа работы, отметим, что у маркетплейсов нет собственной продукции, только та, которую размещают продавцы. И вытекающее из первого пункта: маркетплейсы и интернет-магазины – это не одно и то же, чуть позже разберем этот вопрос более подробно.
Теперь поговорим о видах маркетплейсов. Выделяют: вертикальные, горизонтальные и глобальные маркетплейсы.
Коротко о каждом:
Вертикальные – продают товары и услуги из разных источников, но одного типа. Такие маркетплейсы сами определяют ценовую категорию товаров и услуг, а продавцы подстраиваются под это ценообразование. Примеры вертикальных маркетплейсов: Яндекс.Такси, онлайн-школа Skyeng, Lamoda.
Горизонтальные – продают товары и услуги одной направленности. Отличительные черты горизонтального маркетплейса: широкий выбор продавцов; ценообразованием занимаются продавцы, а не площадка. Пример горизонтальных маркетплейсов: биржа Kwork, сервис UpWork.
Глобальные – крупнейшие торговые площадки, которые продают самую разную продукцию – от керамических изделий ручной работы до цифровой техники. Примеры глобальных маркетплейсов: Amazon, Ozon, Wildberries, Aliexpress.
Как работают маркетплейсы
Принцип сотрудничества с маркетплейсами примерно следующий:
- Продавец привозит на склад маркетплейса оптовую поставку товара, который хочет продать;
- Продавец выкладывает картинки услуг или товаров и их краткое описание на сайт маркетплейса;
- Пользователи заходят на площадку и оформляют заказ;
- Через определенное время, прописанное в договоре (про условия сотрудничества с разными маркетплейсами и комиссию с продаж поговорим далее), маркетплейс выплачивает заработанные с продажи деньги.
Про плюсы и минусы
Начнем с плюсов:
- Проще, чем интернет-магазин: в большинстве случаев не нужно арендовать или покупать склад, разрабатывать систему логистики и систему оплаты, контактировать с транспортными службами. Все эти задачи маркетплейс берет на себя. Продавцу необходимо только предоставить товар.
- Большой поток трафика, а следовательно, больше возможностей: через маркетплейсы можно выйти на международный рынок или вывести свою продукцию в топ без дополнительных расходов на продвижение и рекламу. В день через маркетплейсы проходит миллионы пользователей, даже при внушительных суммах, затраченных на рекламу локального интернет-магазина, добиться таких же охватов и посещаемости очень трудно.
Минусы:
- Комиссия. Размер комиссии на разных торговых площадках доходит до 70%. Если у вас маленький бренд с продукцией ручной работы и небольшим товарооборотом, продавать на маркетплейсах с такой комиссией совсем не выгодно.
- Конкуренция. В плюсах мы упомянули огромный поток покупателей, проходящих через маркетплейсы. С продавцами ситуация похожая. Одну категорию товаров продают десятки, а иногда сотни продавцов. Выделиться среди них и заинтересовать покупателя именно своим товаром очень сложно: либо снижать стоимость, либо доплачивать маркетплейсу, чтобы продвинуть свой магазин в топ.
- Правила маркетплейсов. Продавцы напрямую зависят от правил, установленных на торговой площадке. Устроить распродажу или наоборот отказаться от распродажи, которая по плану на маркетплейсе – не получится. За нарушения штрафуют или даже блокируют.
Требования к упаковке
Продавцам, которые только собираются выходить на маркетплейсы, стоит обратить внимание на требования торговых площадок к упаковке.
У каждого партнера они индивидуальные, мы приведем только общие:
- Чистая упаковка без повреждений;
- Плотная и надежная фиксация продукции, упакованной в коробки;
- Исключение несанкционированного вскрытия упаковки без ее повреждения;
- При размещении грузов на паллетах, центр тяжести располагать как можно ближе к центру;
- Наличие маркировки на упаковке.
Отличие от интернет-магазинов
Маркетплейс и интернет-магазин на первый взгляд действительно похожи. Особенно для покупателя. Алгоритм действий: выбор товаров, оформление заказа, выбор способа доставки и оплата, практически не отличается.
Отличия маркетплейсов и интернет-магазинов заметны скорее продавцам. Мы выделили два основных:
- У маркетплейсов нет своих товаров. Всё, что представлено на площадках принадлежит продавцам.
- Механизмы оплаты и доставки, проще говоря – организация торговой деятельности. Маркетплейсы предоставляют продавцам готовые механизмы: непосредственно торговую площадку и отлаженные системы оплаты и доставки. Продавцам нужно просто заключить договор и предоставить товар.
Рейтинг маркетплейсов
Итак, мы разобрались в принципах работы маркетплейсов и выяснили их плюсы и минусы. Теперь поговорим о конкретных и самых популярных интернет-платформах. Кратко расскажем об их преимуществах и недостатках и приведем рейтинг торговых площадок среди пользователей.
Актуальный рейтинг маркетплейсов на 2022 год выглядит так:
- Wildberries
- Ozon
- Яндекс.Маркет
- СберМегаМаркет
- Aliexpress
- Amazon
- Kazan Express
- СДЭК.МАРКЕТ
- Lamoda
- Joom
Подробнее остановимся на маркетплейсах, занимающих первые четыре строчки рейтинга. Разберем принцип их работы и особенности.
Wildberries
Самый крупный маркетплейс в России. Более 80 тысяч брендов – локальных и крупных, продают свои товары и услуги на этой площадке. В день на Wildberries заключают около 1 млн сделок. Особенности этого маркетплейса:
- Сотрудничают не только с ИП и юридическими лицами, но и с самозанятыми;
- Запрашивают у продавцов подтверждение товарных знаков и сертификатов;
- Комиссия 19%;
- Собственные склады и курьерская служба;
- Инструменты для удобной торговли: мобильное приложение, безопасная оплата, инструменты аналитики;
- Предоставляют услуги в 7 странах;
- Высокий трафик (около 7 млн человек в день).
Как начать сотрудничество:
- Изучить принципы работы маркетплейса, посмотреть обучающие видео, прочитать информацию на сайте будущего партнера;
- Зарегистрироваться и заполнить форму на официальной странице Wildberries.
- Оформить заявку на портале поставщиков (ответ придет в течение 3 дней);
- Загрузить товар, оформить карточки и начать продавать.
Ozon
Ozon – вторая по популярности площадка. На рынке уже 24 года, более 16 миллионов активных покупателей, полугодовой оборот более 30 миллиардов рублей. Продавать можно практически любые товары. Особенности:
- Два вида сотрудничества: фулфилмент – все вопросы с логистикой и хранением товаров решает маркетплейс; доставка с собственных складов.
- Комиссия 3-15%;
- Сотрудничает с ИП, юридическими и физическими лицами, самозанятыми;
- Удобные инструменты для аналитики продаж;
- Прямые договоры с поставщиками.
Как начать сотрудничество:
- Ознакомиться с информацией о сотрудничестве, при желании пройти обучение, которое проводит сам маркетплейс.
- Зарегистрироваться в личном кабинете;
- Выбрать удобную форму сотрудничества: фулфилмент или доставка со своего склада;
- Загрузить товары и их описания.
Яндекс.Маркет
Яндекс.Маркет появился на рынке в 2000 году. На маркетплейсе представлено 230 миллионов предложений от 25 тысяч продавцов. Особенности площадки:
- Сотрудничают с ИП и юридическими лицами;
- Прямые продажи;
- Два варианта хранения товаров: на собственных складах и на складах маркетплейса (за дополнительную плату);
- Комиссия зависит от категории товаров;
- Действует система скидок;
- Выплаты на следующий день.
Как начать сотрудничество:
- Изучить на официальной странице маркетплейса принципы и особенности работы. При желании посетить вебинар Яндекс.Маркета для будущих продавцов;
- Зарегистрироваться;
- После регистрации заполнить в личном кабинете всю необходимую информацию;
- Загрузить прайс-лист и заполнить условия доставки;
- После заполнения всей информации отправить магазин на модерацию;
- После прохождения модерации можно начинать продавать.
СберМегаМаркет
СберМегаМаркет - новый и быстро набирающий популярность маркетплейс, полномасштабный запуск которого состоялся в 2018 году. Входит в экосистему «Сбер». Название «СберМегаМаркет» маркетплейс получил только в 2021 году, до этого – Goods.ru. Ежемесячно торговую площадку посещают более 15 миллионов покупателей. Так как в 2022 году СберМегаМаркет – самый развивающийся маркетплейс, уделим ему больше внимание. Начнем с особенностей:
- Система самозаведения ассортимента – продавцы сами решают, что продавать и какую цену назначать;
- Сотрудничает с ИП и юридическими лицами;
- Несколько вариантов сотрудничества: витрина и доставка – доставкой и выдачей заказов занимается продавец, чтобы выдавать заказы, продавец должен иметь не менее 10 точек; витрина и фулфилмент – продавец собирает заказ и отправляет его в пункт приема маркетплейса;
- Фиксированная комиссия 2-20%. Зависит от категории товаров;
- Доставка оплачивается отдельно;
- Быстрые выплаты продавцам – два раза в неделю;
Как начать сотрудничество
В самом начале статьи мы обещали приложить инструкцию, как начать продавать на СберМегаМаркете. Выполняем обещание. Ниже мы составили небольшую инструкцию и требования, которые необходимы, чтобы начать партнерство. Все детальные подробности сотрудничества с маркетплейсом читайте на официальной странице и по ссылке.
Итак, что необходимо, чтобы стать продавцом на СберМегаМаркете.
- Статус Индивидуального предпринимателя или зарегистрированное юридическое лицо.
- Возможность проводить реализацию товара на физическое лицо (Наличие ОКВЭД 47 на ведение розничной торговли). Договор купли-продажи заключается именно между продавцом и покупателем. Например, если покупатель решит вернуть заказ, он будет
взаимодействовать не с маркетплейсом, а напрямую с продавцом.
- Определить удобную форму сотрудничества: витрина + доставка; витрина + фулфилмент.
- Интеграция по IP – возможность передавать маркетплейсу данные об актуальном ассортименте по IP, а также подтверждать заказы в течение часа.
После выполнения всех условий переходим к действиям:
- Заполняем форму сотрудничества.
- Предоставляем партнеру пакет документов и подписываем оферту. В среднем регистрация занимает 3 рабочих дня.
- После успешной регистрации, получаем доступ в личный кабинет, настраиваем его и загружаем товары;
- Делаем тестовый заказ, чтобы понять систему и процесс обработки заказов.
- Начинаем продавать и ждем первых заказов😊
Заключение
В конце нашего материала хотим ответить на вопрос: «Какой маркетплейс выбрать новичку». Тут все зависит от множества факторов: вашего товара, процента, который вы готовы платить, наличия или отсутствия собственного склада и многого другого.
Скажем так: если хотите интуитивно понятный процесс работы и настройки личного кабинета, эффективную рекламу и удобные инструменты для заполнения карточек товаров – выбирайте Озон. Если хотите сразу выйти на площадку с наибольшим трафиком и количеством покупателей – выбирайте Wildberries. Если хотите сами устанавливать цены и скидки и продавать на маркетплейсе, который стремительно набирает популярность – выбирайте СберМегаМаркет.
Мы постарались доступно и подробно рассказать о каждом из топовых маркетплейсов, привели их особенности и рассказали, как начать сотрудничество. Выбор за вами!