Главная / Энциклопедия Упаковки / Что такое маркетплейс

Что такое маркетплейс

Первый маркетплейс в привычном нам понимании (компания eBay) появился на рынке 27 лет назад. В 2022 году маркетплейсы – один из самых популярных посредников между продавцами и покупателями. Широкий выбор, удобство и простота использования, возможность сравнивать цены и выбирать товары из сотен вариантов – всё это повысило востребованность маркетплейсов на рынке и сделало их основным каналом для торговли.

В этой статье разбираемся, что такое маркетплейс, рассказываем о плюсах и минусах самых популярных интернет-площадок и выясняем, какие из них наиболее удобны для сотрудничества. В конце приведем инструкцию «как начать продавать на маркетплейсе» на примере СберМегаМаркета.

Содержание:

Что такое маркетплейс

Как работают маркетплейсы

Про плюсы и минусы

Требования к упаковке

Отличие от интернет-магазинов

Рейтинг маркетплейсов

Wildberries

Ozon

Яндекс.Маркет

СберМегаМаркет

Заключение

 

Что такое маркетплейс

Маркетплейс – торговая площадка или интернет-платформа, которая продает самые разные товары и услуги. Для лучшего понимания принципа работы, отметим, что у маркетплейсов нет собственной продукции, только та, которую размещают продавцы. И вытекающее из первого пункта: маркетплейсы и интернет-магазины – это не одно и то же, чуть позже разберем этот вопрос более подробно.

pexels-photomix-company-230544

Теперь поговорим о видах маркетплейсов. Выделяют: вертикальные, горизонтальные и глобальные маркетплейсы.

Коротко о каждом:

Вертикальные – продают товары и услуги из разных источников, но одного типа. Такие маркетплейсы сами определяют ценовую категорию товаров и услуг, а продавцы подстраиваются под это ценообразование. Примеры вертикальных маркетплейсов: Яндекс.Такси, онлайн-школа Skyeng, Lamoda.

Горизонтальные – продают товары и услуги одной направленности. Отличительные черты горизонтального маркетплейса: широкий выбор продавцов; ценообразованием занимаются продавцы, а не площадка. Пример горизонтальных маркетплейсов: биржа Kwork, сервис UpWork.

Глобальные – крупнейшие торговые площадки, которые продают самую разную продукцию – от керамических изделий ручной работы до цифровой техники. Примеры глобальных маркетплейсов: Amazon, Ozon, Wildberries, Aliexpress.

 

Как работают маркетплейсы

Принцип сотрудничества с маркетплейсами примерно следующий:

  • Продавец привозит на склад маркетплейса оптовую поставку товара, который хочет продать;

 

  • Продавец выкладывает картинки услуг или товаров и их краткое описание на сайт маркетплейса;
     
  • Пользователи заходят на площадку и оформляют заказ;
     
  • Через определенное время, прописанное в договоре (про условия сотрудничества с разными маркетплейсами и комиссию с продаж поговорим далее), маркетплейс выплачивает заработанные с продажи деньги.

pexels-photomix-company-106344

Про плюсы и минусы

Начнем с плюсов:

  • Проще, чем интернет-магазин: в большинстве случаев не нужно арендовать или покупать склад, разрабатывать систему логистики и систему оплаты, контактировать с транспортными службами. Все эти задачи маркетплейс берет на себя. Продавцу необходимо только предоставить товар.
     
  • Большой поток трафика, а следовательно, больше возможностей: через маркетплейсы можно выйти на международный рынок или вывести свою продукцию в топ без дополнительных расходов на продвижение и рекламу. В день через маркетплейсы проходит миллионы пользователей, даже при внушительных суммах, затраченных на рекламу локального интернет-магазина, добиться таких же охватов и посещаемости очень трудно.

Минусы:

  • Комиссия. Размер комиссии на разных торговых площадках доходит до 70%. Если у вас маленький бренд с продукцией ручной работы и небольшим товарооборотом, продавать на маркетплейсах с такой комиссией совсем не выгодно.
     
  • Конкуренция. В плюсах мы упомянули огромный поток покупателей, проходящих через маркетплейсы. С продавцами ситуация похожая. Одну категорию товаров продают десятки, а иногда сотни продавцов. Выделиться среди них и заинтересовать покупателя именно своим товаром очень сложно: либо снижать стоимость, либо доплачивать маркетплейсу, чтобы продвинуть свой магазин в топ.
     
  • Правила маркетплейсов. Продавцы напрямую зависят от правил, установленных на торговой площадке. Устроить распродажу или наоборот отказаться от распродажи, которая по плану на маркетплейсе – не получится. За нарушения штрафуют или даже блокируют.

 

Требования к упаковке

Продавцам, которые только собираются выходить на маркетплейсы, стоит обратить внимание на требования торговых площадок к упаковке.

pexels-karolina-grabowska-4498124

У каждого партнера они индивидуальные, мы приведем только общие:

  • Чистая упаковка без повреждений;
  • Плотная и надежная фиксация продукции, упакованной в коробки;
  • Исключение несанкционированного вскрытия упаковки без ее повреждения;
  • При размещении грузов на паллетах, центр тяжести располагать как можно ближе к центру;
  • Наличие маркировки на упаковке.

 

Отличие от интернет-магазинов

Маркетплейс и интернет-магазин на первый взгляд действительно похожи. Особенно для покупателя. Алгоритм действий: выбор товаров, оформление заказа, выбор способа доставки и оплата, практически не отличается.

Отличия маркетплейсов и интернет-магазинов заметны скорее продавцам. Мы выделили два основных:

  1. У маркетплейсов нет своих товаров. Всё, что представлено на площадках принадлежит продавцам.
     
  2. Механизмы оплаты и доставки, проще говоря – организация торговой деятельности. Маркетплейсы предоставляют продавцам готовые механизмы: непосредственно торговую площадку и отлаженные системы оплаты и доставки. Продавцам нужно просто заключить договор и предоставить товар.

 

Рейтинг маркетплейсов

Итак, мы разобрались в принципах работы маркетплейсов и выяснили их плюсы и минусы. Теперь поговорим о конкретных и самых популярных интернет-платформах. Кратко расскажем об их преимуществах и недостатках и приведем рейтинг торговых площадок среди пользователей. 

Актуальный рейтинг маркетплейсов на 2022 год выглядит так:

  1. Wildberries
  2. Ozon
  3. Яндекс.Маркет
  4. СберМегаМаркет
  5. Aliexpress
  6. Amazon
  7. Kazan Express
  8. СДЭК.МАРКЕТ
  9. Lamoda
  10. Joom

 

Подробнее остановимся на маркетплейсах, занимающих первые четыре строчки рейтинга. Разберем принцип их работы и особенности.  

 

Wildberries

вб

Самый крупный маркетплейс в России. Более 80 тысяч брендов – локальных и крупных, продают свои товары и услуги на этой площадке. В день на Wildberries заключают около 1 млн сделок. Особенности этого маркетплейса:

  • Сотрудничают не только с ИП и юридическими лицами, но и с самозанятыми;
  • Запрашивают у продавцов подтверждение товарных знаков и сертификатов;
  • Комиссия 19%;
  • Собственные склады и курьерская служба;
  • Инструменты для удобной торговли: мобильное приложение, безопасная оплата, инструменты аналитики;
  • Предоставляют услуги в 7 странах;
  • Высокий трафик (около 7 млн человек в день).

 

Как начать сотрудничество:

вб2

  1. Изучить принципы работы маркетплейса, посмотреть обучающие видео, прочитать информацию на сайте будущего партнера;
     
  2. Зарегистрироваться и заполнить форму на официальной странице Wildberries.
     
  3. Оформить заявку на портале поставщиков (ответ придет в течение 3 дней);
     
  4. Загрузить товар, оформить карточки и начать продавать.

вб3

 

Ozon

вб4

Ozon – вторая по популярности площадка. На рынке уже 24 года, более 16 миллионов активных покупателей, полугодовой оборот более 30 миллиардов рублей. Продавать можно практически любые товары. Особенности:

  • Два вида сотрудничества: фулфилмент – все вопросы с логистикой и хранением товаров решает маркетплейс; доставка с собственных складов.
     
  • Комиссия 3-15%;
     
  • Сотрудничает с ИП, юридическими и физическими лицами, самозанятыми;
     
  • Удобные инструменты для аналитики продаж;
     
  • Прямые договоры с поставщиками.

 

Как начать сотрудничество:

оз

  1. Ознакомиться с информацией о сотрудничестве, при желании пройти обучение, которое проводит сам маркетплейс.
     
  2. Зарегистрироваться в личном кабинете;
     
  3. Выбрать удобную форму сотрудничества: фулфилмент или доставка со своего склада;
     
  4. Загрузить товары и их описания.

оз2

 

Яндекс.Маркет

янд

Яндекс.Маркет появился на рынке в 2000 году. На маркетплейсе представлено 230 миллионов предложений от 25 тысяч продавцов. Особенности площадки:

  • Сотрудничают с ИП и юридическими лицами;
     
  • Прямые продажи;
     
  • Два варианта хранения товаров: на собственных складах и на складах маркетплейса (за дополнительную плату);
     
  • Комиссия зависит от категории товаров;
     
  • Действует система скидок;
     
  • Выплаты на следующий день.

 

Как начать сотрудничество:

янд2

  1. Изучить на официальной странице маркетплейса принципы и особенности работы. При желании посетить вебинар Яндекс.Маркета для будущих продавцов;
     
  2. Зарегистрироваться;

янд3

  1. После регистрации заполнить в личном кабинете всю необходимую информацию;
  2. Загрузить прайс-лист и заполнить условия доставки;
     
  3. После заполнения всей информации отправить магазин на модерацию;
     
  4. После прохождения модерации можно начинать продавать.

 

 

СберМегаМаркет

янд4
СберМегаМаркет - новый и быстро набирающий популярность маркетплейс, полномасштабный запуск которого состоялся в 2018 году. Входит в экосистему «Сбер». Название «СберМегаМаркет» маркетплейс получил только в 2021 году, до этого – Goods.ru. Ежемесячно торговую площадку посещают более 15 миллионов покупателей. Так как в 2022 году СберМегаМаркет – самый развивающийся маркетплейс, уделим ему больше внимание. Начнем с особенностей:

  • Система самозаведения ассортимента – продавцы сами решают, что продавать и какую цену назначать;
     
  • Сотрудничает с ИП и юридическими лицами;
     
  • Несколько вариантов сотрудничества: витрина и доставка – доставкой и выдачей заказов занимается продавец, чтобы выдавать заказы, продавец должен иметь не менее 10 точек; витрина и фулфилмент – продавец собирает заказ и отправляет его в пункт приема маркетплейса;
     
  • Фиксированная комиссия 2-20%. Зависит от категории товаров;

сб

  • Доставка оплачивается отдельно;
     
  • Быстрые выплаты продавцам – два раза в неделю;
     

Как начать сотрудничество

В самом начале статьи мы обещали приложить инструкцию, как начать продавать на СберМегаМаркете. Выполняем обещание. Ниже мы составили небольшую инструкцию и требования, которые необходимы, чтобы начать партнерство. Все детальные подробности сотрудничества с маркетплейсом читайте на официальной странице и по ссылке.

сб1

Итак, что необходимо, чтобы стать продавцом на СберМегаМаркете.

  1. Статус Индивидуального предпринимателя или зарегистрированное юридическое лицо.
  2. Возможность проводить реализацию товара на физическое лицо (Наличие ОКВЭД 47 на ведение розничной торговли). Договор купли-продажи заключается именно между продавцом и покупателем. Например, если покупатель решит вернуть заказ, он будет
    взаимодействовать не с маркетплейсом, а напрямую с продавцом.

     
  3. Определить удобную форму сотрудничества: витрина + доставка; витрина + фулфилмент.
     
  4. Интеграция по IP – возможность передавать маркетплейсу данные об актуальном ассортименте по IP, а также подтверждать заказы в течение часа.

 

После выполнения всех условий переходим к действиям:

сб3

  • Предоставляем партнеру пакет документов и подписываем оферту. В среднем регистрация занимает 3 рабочих дня.
     
  • После успешной регистрации, получаем доступ в личный кабинет, настраиваем его и загружаем товары;

сбер

 

  • Делаем тестовый заказ, чтобы понять систему и процесс обработки заказов.
     
  • Начинаем продавать и ждем первых заказов😊
     

Заключение

В конце нашего материала хотим ответить на вопрос: «Какой маркетплейс выбрать новичку». Тут все зависит от множества факторов: вашего товара, процента, который вы готовы платить, наличия или отсутствия собственного склада и многого другого.

Скажем так: если хотите интуитивно понятный процесс работы и настройки личного кабинета, эффективную рекламу и удобные инструменты для заполнения карточек товаров – выбирайте Озон. Если хотите сразу выйти на площадку с наибольшим трафиком и количеством покупателей – выбирайте Wildberries. Если хотите сами устанавливать цены и скидки и продавать на маркетплейсе, который стремительно набирает популярность – выбирайте СберМегаМаркет.

Мы постарались доступно и подробно рассказать о каждом из топовых маркетплейсов, привели их особенности и рассказали, как начать сотрудничество. Выбор за вами!